Секреты тульской всечки. Мастер-класс

09.03.2013 21:20

Тульская всечка. Мастер-класс

Тульские мастера-оружейники, украшая ружья и ножи, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей оружия, а также деревянных лож и рукоятей.
Среди многих приемов инкрустации выделяется всечка.

Из истории тульских промыслов

Слава тульских мастеров родилась за много лет до основания старейшего тульского оружейного завода, когда Тула с крепостью-кремлём ещё была центром оборонительного рубежа на южной окраине Московского государства. С созданием в Туле военного гарнизона, который располагался в Тульском Кремле, у кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия и Тула стала - центром, специализирующимся на выпуске всевозможных видов оружия. Одновременно с этим оружейники были родоначальниками многих других местных промыслов - самоварного, пряничного, каретного и других.

По царскому указу в 1595 году кузнецы были поселены в Туле в специальной казённой слободе за рекой Упой (ныне Зареченский район, с такими названиями улиц, оставшимися от того времени, как: Штыковая, Курковая, Замочная, Ствольная, Пороховая, Арсенальная). Работники этой слободы были казёнными людьми - «казюками». В последствии всех работников и жителей города начали называть «казюками».

В 1712 году Петром I в Туле был основан, а в 1714 пущен первый завод по изготовлению оружия и уже через 5 лет начался бурный расцвет искусства тульских мастеров-оружейников. Туляки, украшая ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, алмазная грань, таушировка (насечка), всечка, наводка, инкрустация, гравировка, конфарение, литьё, воронение, резьба, чеканка.

Оброн – декор стальных изделий выполненный гравировкой с глубокой выборкой (вырезкой) фона.
Алмазная грань – декоративная огранка, небольших стальных изделий разной формы, имитирующая сверкание драгоценных камней. Данная технология была со временем утеряна и воссоздана в наше время знаменитым тульским мастером – «Золотые руки» - Щербино Иваном Васильевичем.
Таушировка (насечка) – заполнение углублений сделанных в стали цветным металлом – листовым или проволокой.
Всечка – заполнение лунок, прорезанных в древесине, полосочкой металла.

Среди произведений русского прикладного искусства XVIII – начала XIX века художественные изделия из стали, выполненные тульскими оружейниками, занимают особое место. В начале XVIII века, помимо выполнения правительственных заказов на оружие, мастера были заняты изготовлением предметов быта, что способствовало развитию в Туле своеобразного промысла.

Изделия тульских оружейников, выполненные из стали, позволяют говорить о непревзойдённом искусстве и мастерстве, о самобытности яркого таланта народных умельцев России.


Всечка – заполнение лунок, прорезанных в древесине, полосочкой металла.


Мастер-класс по методу и приемам тульской всечки проводит Канунников Евгений Владимирович, коренной туляк, мастер.

E.mail Евгения Владимировича: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript 8 920 765 90 93


Канунников Евгений Владимирович











Занятие № 1 Материалы и инструменты

Материалы:

Древесина.
В основном я работаю с древесиной грецкого ореха из-за его изумительно красивой текстуры. Можно использовать древесину лиственных пород: ясеня, берёзы, яблони, груши (однако, на древесине яблони и груши выполнять всечку труднее из-за высокой твёрдости и плотности древесины этих пород).

Проволока.
Для работы использую проволоку Ø 0,7 – 0,8мм, которая при помощи вальцов раскатывается в полоску шириной 1,2 – 1,4мм и толщиной 0,2 – 0,25мм. Материал проволоки: хромель, алюмель, редко алюминий. Медную и проволоку сплавов на её основе не применяю, так как она окисляется, и отрицательно сказывается на качестве изделия.

Клеи - для закрепления в изделии вставок и установку фурнитуры.

Олифа – натуральная на льняном масле, для отделки изделия.

Восковая мастика – готовится из воска, канифоли и скипидара – для окончательной отделки изделия с приданием ему блеска.

Проволока Ø 0,8 – 1мм из нихрома - используется для изготовления фурнитуры.

Перламутр, древесина клёна, сирени, липы, осины - для инкрустаций (листья, цветы и т.д.) в изделие.

Инструменты:


Тульская всечка. Секреты тульских мастеровПлоский резец – для прорезания лунки, с последующей установкой в неё полоски металла.

Угол заточки резца подбирается опытным путём, так, чтобы лезвие свободно входило в древесину заготовки на глубину 1.5 – 2мм, а ширина лунки(при виде сверху) была 0.3 – 0.5мм, чуть больше толщины полоски металла – Секрет №1

Бокорезы ( с напайками из твёрдого сплава) – для отрезания всекаемой полоски металла

Молоток
– весом 50 – 70 гр для вбивания полоски металла Напильники - (с мелкой и грубой насечкой) для обработки заготовки после всечки

Плоскогубцы и круглогубцы – для изготовления фурнитуры и её установки при сборке изделия

Бокорезы для грубой работы – для работы с перламутром при изготовлении вставок

Пинцет – для подкручивания заватков и удобства работы с мелкими деталями

Абразивные бруски – разной зернистости для обтачивания вставок

Приспособления:

Правилка – металлический стержень Ø3мм, рабочий конец немного расплющен и немного загнут вверх.
Предназначен для удобства работы при сопряжении всекаемых элементов и правки овалов завитков всекемой полоски – Секрет № 2

Вальцы – для прокатки проволоки

Швейная игла (с ручкой) – для заполнения клеем ПВА лунки(в нескольких местах) перед установкой полоски.

Занятие №2 Изготовление заготовки под всечку

Тульскую всечку можно выполнять на заготовке (изделии) любой формой поверхности.

Я даю мастер-класс для тех, кто только начинает и хочет заняться этим ремеслом, поэтому и разговор пойдёт о изготовлении изделия плоской формы из пластины толщиной 5-6мм древесины грецкого ореха (в том случае, если нет древесины ореха, можно взять древесину берёзы или осины, дуб нежелательно - пористый).

1.От бруска размером 70х60х150 на горизонтальном фрезерном станке отрезаем пластину толщиной 5-6мм.

Пластина должна иметь толщину не менее указанной, а если пластина будет меньшей толщины, то при прорезании резцом лунки, на глубину 1,5-2мм, она может разломиться или дать трещину – выброшенные на ветер денежки стоимости пластины.

Срез делаем под углом для лучшего проявления текстуры древесины и увеличения прочносФормы заготовокти пластины (Секрет 3). Можно распускать брусок и вдоль волокон, но в этом случае текстура древесины будет менее выразительной.

2. В случае отсутствия фрезерного станка – закрепляем брусок в обычных тисках и ножовкой отпиливаем пластину (большей толщины, так как от зубьев ножовки будут оставаться на поверхности древесины следы, которые необходимо потом убрать при помощи напильника, сделав поверхность ровной) под углом 40-45° к продольным волокнам.

3. Придайте пластине определённую форму (в зависимости от Вашего замысла).

Занятие №3 Технология прорезания лунки

Прорезание лунки для последующего вбивания в неё полосочки металла, производится по линиям выбранного вами рисунка, который предварительно наноситься на заготовку (копируется, рисуется мягким карандашом).

Традиционный рисунок Тульской всечки состоит из спиралей, всевозможных завитков и растительных элементов.

Секреты тульских мастеров. Тульская всечкаЦелесообразно перед началом работы на ореховой или берёзовой заготовке – потренироваться на заготовке из древесины липы или осины (взять, к примеру, кусок доски-вагонки толщиной 8-10мм и размером 90х120мм и. нанеся на неё прямые линии на расстоянии 5мм друг от друга – вдоль и поперёк волокон. поучиться выполнять прорезание. Кроме прямых линий, на тренировочной заготовке необходимо научиться прорезать и дугообразные линии). Тренировка необходима для того, чтобы рукой прочувствовать сопротивление волокон древесины при их прорезании – тренировочные лунки должны быть прорезаны точно по нарисованным прямым линиям и должны быть действительно прямыми, а не зигзагообразными. Одновременно с этим при прорезании тренировочной лунки укрепляются пальцы руки и приобретается навык правильной постановки резца.

Лунка прорезается резцом на глубину 1,5 - 2мм следующим образом:

Секреты тульских мастеров. Тульская всечкаЛезвие широкого резца устанавливается, в начало линии рисунка, под прямым углом к поверхности заготовки (Секрет 4) и производится нажатие на ручку резца пальцами с верху вниз – в результате чего лезвие резца заглубляется в древесину.

Это самая ответственная операция так как неправильная установка резца (с наклоном вправо или влево) приведёт к тому, что невозможно будет вставить полосочку металла в прорезанную лунку, а в том случае, если полосочка и вставится, то при дальнейшем вбивании полосочки металла произойдёт её сминание или загиб – то есть брак.


После первого реза резец не полностью вынимаем из древесины, а делаем небольшой наклон его на себя и затем продвигаем лезвие резца по линии рисунка вперёд, но не на всю его ширину, а лишь на половину ширины лезвия резца.

Если лезвие резца вынуть полностью из древесины и продвинуть вперёд на всю его ширину, то между прорезами образуется выступ не прорезанной древесины, который не даст в последствии вставить в прорезанную лунку полосочку металла (Секрет 5).

Движение руки с резцом можно сравнить с работой иглы швейной машинки, с единственным отличием, что рука с резцом продвигается вперёд по линии рисунка заготовки

Как Вы заметили, линии рисунка Тульской всечки не прямолинейны, а имеют закругления разного радиуса следовательно прорезание лунки завитка производится сначала широким резцом, а затем по мере уменьшения радиуса закругления и резцы последовательно сменяем на более узкие.

Можно начинать прорезание лунки и с внутренней части завитка, но в этом случае надо брать резец самый узкий и по мере увеличения радиуса закругления менять резцы при работе на более широкие.

Выбор резца и места начала прорезания лунки элемента завитка целиком и полностью зависит от Вас, а вернее от того, как Вам удобнее работать.

Главные условия правильного прорезания лунки:

1. Угол между лезвием резца и плоскостью заготовки – 90.° см (Секрет № 4)

2. Прорезаемая лунка должна быть сплошной от начала до конца.

3. Заглубление резца не должно быть больше ширины (высоты) полосочки всекаемого металла, т.е. не более 1,5 – 2

Видео материал, Вы можете посмотреть на You Tube видео – введя в поиск «прорезание лунки"


Занятие № 4 Всекание полосочки металла в лунку

Рисунки Тульской всечки состоят из многочисленных криволинейных элементов.

Тульские мастера. Секреты тульской всечки

Прорезав лунку первого элемента в его начало вставляем торец (кончик) полосочки металла и забиваем его лёгким ударом молоточка.











Затем пальцами левой руки продолжаем постепенно вставлять полосочку в лунку, а молоточком (идя за пальцем) забиваем её на 2/3 глубины, продвигаясь от начала линии к её конечной части.

Тульские мастера. Секреты тульской всечки После того как всекли полосочку по всему элементу на 2/3 глубины, начинаем с начала элемента забивать полосочку постепенно до конца на всю глубину, так чтобы она была заподлицо (на одном уровне) с плоскостью заготовки. При этом плоскость бойка молоточка должна быть при ударе параллельна плоскости заготовки; иначе говоря, направление удара по полосочке металла необходимо наносить строго вертикально не наклоняя боёк молоточка ни вправо, ни влево (Секрет №6) .
Тульские мастера. Секреты тульской всечки Иногда, а некоторые мастера всегда, в конце элемента завитка ставят точку, которая всекается следующим образом: шилом делаем углубление в конце завитка вплотную к вбитой полосочке, вставляем в это углубление круглую проволоку (диаметр по Вашему желанию) и обрезаем её бокорезами на расстоянии 2-3мм от плоскости заготовки. Молоточком отрезанный штырёк забиваем в заготовку на 2/3, а оставшуюся над заготовкой его часть спиливаем примерно на 0,5мм надфилем (так, чтобы посмотрев с верху было видно образовавшийся круг проволоки) и затем окончательно вбиваем его в заготовку. На конце завитка получается точка.



Закончив всечку первого элемента, приступаем к прорезанию лунки второго элемента, но начинаем прорезать её (узким резцом) со свободного конца завитка, доходя постепенно до места сопряжения с первым элементом.


Занятие №5 Соединение элементов всечки

Мы уже упоминали о том, что рисунок Тульской всечки состоит из множества элементов – завитков, соединённых в единое целое. Места соединения (сопряжения) элементов должны быть выполнены так, чтобы было видно, что один элемент является продолжением другого, а само соединение этих элементов не было заметно.

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

Такое соединение достигается следующим образом: прорезать второй элемент к уже готовому первому (см занятие №4) начинаем с конца завитка. Дойдя до места соединения элементов, продолжаем прорезать дальше лунку второго элемента - вплотную к вбитой полосочке первого элемента, примерно на расстояние 5-7мм (касаясь правой боковой поверхностью резца этой полосочки металла).

Полосочки металла имеют одинаковую толщину, а для более незаметного сопряжения конец полосочки присоединяемого элемента необходимо сточить надфилем так, чтобы он имел тонкий клинообразный участок длинной 5-7мм, который вставляем в прорезанную лунку вплотную к полосочке первого элемента. Забиваем второй элемент по ранее рассмотренной технологии в занятии №4.

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

Для более плотного и незаметного соединения полосочек между собой используют правилку, торцом которой проводят по полосочке второго элемента прижимая её к полосочке первого элемента (Секрет №7). Последовательно соединяя элементы рисунка продолжаем работы до тех пор, пока все элементы рисунка не будут всечены. По завершению этих работ переходим к следующей операции – отделке изделия.


Занятие №6 Отделка изделий

Для придания изделию товарного вида, производят его отделку: шлифовку, полировку, покрытие восковой мастикой.

1. Шлифовка изделия производится сначала крупнозернистой, затем среднезернистой, а окончательно мелкозернистой или затёртой наждачной шкуркой на тканевой основе. Шлифовкой мы снимаем слой с поверхности изделия, достигая того, чтобы все всечённые элементы были видны и блестели.

Толщина снимаемого слоя не должна превышать примерно 0,2 – 0,25мм, т.к. если снять большую толщину, то всечённая полоска уменьшиться по высоте и не сможет удерживаться древесиной. (Секрет№8)

Операцию шлифовки можно заменить обработкой «бархатным» напильником (с очень мелкой насечкой) , но снимать верхний слой с изделия толщиной не более выше указанной, а затем произвести шлифовку затёртой шкуркой. (Секрет №9)

2. Полировка изделия производится деревянной палочкой (из древесины твёрдых пород) либо иглой для сшивания мешков (так называемой «цыганской») – проводя по изделию цилиндрической её частью.

3. Заключительная операция отделки изделия – вощение. Изделие покрывается восковой мастикой при помощи щётки или байковой ткани. Мастику лучше наносить подогретую (но не горячую) на водяной бане или на батарее отопления.

Рецепт приготовления мастики:

1 часть пчелиного воска (а не парафина)
1 часть канифоли (можно растолочь для более быстрого растворения)
2 части скипидара

Все компоненты смешиваются в ёмкости и расплавляются на водяной бане. Периодически мастику помешивают деревянной палочкой и через 15 – 20 минут варки, когда масса становится однородной, расплавленной, мастика готова.

После нанесения тонкого слоя мастики (обычно я наношу её пальцами, втирая в изделие) изделие выдерживается в течении 24 часов для того, чтобы мастика впиталась в древесину. Излишки мастики удаляются шерстяной тканью, которой потом натираем изделие до блеска.

Для улучшения защитных свойств изделия от влаги и других агрессивных воздействий и экономного расходования восковой мастики, перед вощением изделие покрывается натуральной олифой и просушивается 24 часа (Секрет № 10).

Занятие № 7 Инкрустация изделия другими материалами

Кроме украшения изделия всекаемой полосочкой металла, мастера-оружейники, исходя из задумок рисунка, некоторые его фрагменты (листья, лепестки, цветы и т.д.) выполняют из более светлой древесины (клён, берёза), перламутра или слоновой кости (которая в старину применялась чаще, чем другие материалы).

Вставка из другого материала производится по технологии инкрустации и интарсии древесины – с этими технологиями Вы можете ознакомиться самостоятельно, но я расскажу Вам как я выполняю работы по изготовлению и установке вставок.

Работу по инкрустации заготовки другими материалами я делаю так: рисунок на заготовке состоит из 4-х элементов крыльев бабочки и бутона, к которому она устремлена. Накладываем на рисунок кальку и прорисовываем на ней элементы всечки, в которые в последствии будут установлены вставки из перламутра (в своей работе я использую обычные речные перловицы, доставая их из речки и выбирая с более плоскими внутренними поверхностями светлой и перламутровой части). Бокорезами для грубой работы делю перловицу на части, соответствующие размерам вставляемых элементов (естественно, эти части будут больше самих элементов). Ножницами для маникюра (с загнутыми концами) вырезаю элементы из рисунка на кальке.

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

Наклеиваю вырезанные элементы вставок на кусочки поверхности перловицы с тыльной стороны (тёмной – наружной части). Если куски перловицы велики и сильно выступают за контуры приклеенного элемента, излишки убираю осторожно, откусывая их бокорезами для грубой работы.

Затем абразивными брусками обтачиваем края перловицы до контуров на кальке.

Внимание! Работы с перламутром необходимо производить аккуратно, не прилагая больших усилий при обтачивании, т.к. перламутр очень хрупок, подвержен расслаиванию и пыль от перламутра вредна для лёгких (работать желательно в респираторе).

Тульские мастера. Секреты тульской всечки
Тульские мастера. Секреты тульской всечки

После того, как вставки готовы, беру заготовку, после отделки, и к местам будущих вставок прикладываю (последовательно) элементы из перламутра, обвожу их контуры кончиком тонкой иглы, снимаю перламутр, по очерченным линиям произвожу прорезание лунки (как для всечки), а затем маленькой стамеской выбираю древесину внутри контуров – делаю гнездо вставки.

Заполняю гнездо на 2/3 клеем ПВА и устанавливаю в него вставку.

В том случае, если при установке вставки имеется зазор между вставкой и прорезанной ранее линией контура элемента, заполняю его смесью пылеобразных опилок древесины заготовки с клеем ПВА (Секрет №11). Излишки смеси после 10-15 минут высыхания убираю лезвием скальпеля, а затем аккуратно промазываю эти места восковой мастикой или просто протираю шерстяной тканью, которой удалял излишки мастики с заготовки при отделке.






Занятие №8 Изготовление фурнитуры и сборка изделия

Для того чтобы изделие было завершенным, необходимо установить фурнитуру и дополнительные элементы оформления.

Фурнитура представляет из себя дужки и кольца. изготовленные самостоятельно из нихромовой проволоки Ø1мм.


Дужку изготавливаю при помощи круглогубцев с тонко заточенными концами.

Для изготовления колец: закрепляю сверло Ø 4мм в тисках, а на хвостовик наматываю виток к витку спираль из нихрома. Снимаю спираль с хвостовика и бокорезами для грубой работы разрезаю её на отдельные элементы – кольца.

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

Дополнительные элементы оформления – деревянные бусины.

Сборку изделия произвожу следующим образом: в заготовке кулона по всему его периметру кромок сверлю отверстия Ø1мм (сверлом может служить кусочек нихромовой проволоки, из которой делали дужки и кольца, один торец которого затачивается как режущая часть зубила) – в одно отверстие в верхней части заготовки вставляю дужку предварительно смазав её хвостовик клеем. В отверстие дужки вставляю кольцо Ø 4мм и свожу концы кольца друг с другом( держа их плоскогубцами) так, чтобы не было между ними зазора. В верхнее кольцо вставляю кожаный ремешок. В остальные отверстия вставляю кусочки нихрома, смазав концевик клеем, и на свободную часть штырька, опять смазанного клеем, одеваю бусину, с заранее просверленным в ней глухим, отверстием.

Тульские мастера. Секреты тульской всечкиИзделие готово к реализации - подарок, презент, продажа и т.д.







Заключение

Основной моей задачей было научить Вас основам технологии изготовления изделий с тульской всечкой, заинтересовать этим старинным и интереснейшим видом декоративного искусства.

Ищите свой стиль изготовления изделий!

Соблюдайте правила безопасной работы – берегите свои руки, пальцы, глаза, лёгкие и т.д.

Тульские мастера. Секреты тульской всечкиВ первую очередь – сделайте себе напальчник из треугольного кусочка тонкой кожи, чтобы при длительной работе резцом опираясь на ноготь не прорезать его (Последний секрет). О остальных условиях безопасной работы, я надеюсь, Вы позаботитесь сами!

Желаю всем успехов!




Возникли вопросы – пишите: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , от Ваших комментариев по мастер-классу тоже не откажусь!

С Уважением к Вам казюк Канунников Евгений

Блог компании "Левшата" , которой руководит Е. Канунников, www.school10tula.ru/blog/ - здесь более подробная информация о компании и фото.

Тульские мастера. Секреты тульской всечки

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

Секреты тульских мастеров. Тульская всечка

 

Добавить комментарий

Прикрепить фото:


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru