Законодатель моды Мадлен Вионе и косой крой

13.01.2015 23:44

Мода. Драпировка. Мадлен Вионе крой по косой историяКогда придумали кроить ткани по косой? Сейчас трудно восстановить точно дату этого, казалось бы, незначительного события. Зато точно известно, кто это придумал.


Скажем только, что разговор (приведен ниже) состоялся в первое десятилетие XX века, когда женские наряды еще копировали помпезность прошлого столетия, а женская фигура была закована в жесткий корсет на китовом усе. Правда, веяния новой эпохи уже ощущались в смелых творениях диктатора моды Поля Пуаре, который ввел экзотические, почти маскарадные туалеты в восточном стиле.



Мадлен Вионе предшествовала Коко Шанель, Жану Пату и Жанне Ланвен. Она изобрела метод раскроя тканей по косой линии и искусные драпировки.

Но несмотря на талантливое новаторство Пуаре, его модели были еще очень далеки от нашей современной одежды. И вот в знаменитый парижский Дом мод Жака Дусе пришла молодая, скромно одетая женщина и предложила свои эскизы. Жак Дусе принял незнакомку доброжелательно. «Так это же платье для морских купаний, — воскликнул он, внимательно рассмотрев рисунки. Я плохо понимаю, каким образом вам удалось достичь такого облегания? Я не вижу вытачек!» — «Я крою по косой, мосье!» Дусе перевел дыхание: «Это же гениально! Но каким образом надеваются эти облегающие платья без пуговиц и крючков?» — «Я пользуюсь кнопками, мосье: пришиваю их очень плотно друг к другу, выбирая самые маленькие, и застежка становится незаметной».
Молодая женщина была Мадлен Вионе, вошедшая в историю костюма как автор кроя по косой.


На фотографиях - модели Мадлен Вионе

Мода. Драпировка. Мадлен Вионе крой по косой история

 
Мода. Драпировка. Мадлен Вионе крой по косой история

Сегодня, после стольких лет забвения, имя Мадлен Вионе вновь замелькало на страницах журналов мод. Ведь на смену мини, конструктивным формам, как бы построенным при помощи линейки и циркуля, пришла мода мягкой, текучей, очень женственной одежды, благоразумной длины. Вновь появились, казалось бы, канувшие в лету классические атрибуты женственности: воланы, оборки, рюши, драпировки и... конечно, крой по косой. Достоинства этого кроя известны всем: он позволяет получить красивые, мягко лежащие складки и, главное, обеспечивает безупречную посадку ллатья на фигуре. Особенно украшает этот крой вновь возвратившиеся длинные юбки.

Крой по косой давно прошел стадию адаптации, стал общеизвестным. Сейчас трудно даже себе представить, что когда-то его появление рассматривали, как непристойное нововведение. Еще бы, он обрисовывал фигуру, демонстрируя действительные, а не мнимые достоинства.

Мадлен Вионе принадлежат и другие новшества. Многие из них основаны на том же принципе, так, например: асимметричный вырез, воротник-«хомутик», воротник-капюшон и другие. Она первая сделала ансамбль, в котором, подкладка пальто выполнена из того же материала, что и платье. Ее большой удачей стало платье без застежки, надевающееся через голову. (Застежка «молния» появилась лишь в конце двадцатых годов). Вионе первая использовала новую тогда ткань — крепдешин.


Крой Мадлен Вионе был настолько неповторимым, что скопировать модель можно было, только предварительно распоров ее на отдельные детали. Она создавала платья с минимальным числом швов, что и по сей день считается верхом портновского искусства.Совершенное знание кроя по косой давало Вионе возможность тщательно подгонять платье по фигуре так, что ее очертания скорее угадывались, чем подчеркивались.


Путь Вионе к всеобщему признанию и уважению был не из легких. Она родилась в 1876 году в семье с очень скромным достатком. В 11 лет ей пришлось бросить школу и пойти в ученицы к портнихе. Когда Вионе устроилась мастерицей в знаменитый Дом моделей Жака Дусе, за ее плечами был уже солидный опыт работы. Позже она перешла в не менее популярный в те годы Дом сестер Калло. Работая там, Вионе проявила такие незаурядные способности, что была назначена главной закройщицей, а затем возглавила работу филиала Дома Калло в Лондоне.
Только в 1914 году Вионе решилась открыть собственное дело. Время для его основания нельзя назвать удачным: в августе началась первая мировая война. Не в силах противостоять общей депрессии, Вионе была вынуждена закрыть свое ателье. Годы вынужденного бездействия не прошли напрасно. Живя в Италии, Вионе усиленно занималась самообразованием, пополняя свои познания в области истории искусства, архитектуры и литературы.

Время расцвета творчества Вионе падает на период между двумя мировыми войнами. К 1939 году в «империи» Мадлен Вионе работало уже около 1000 человек и ее Дом изготовлял до 300 моделей в год. В тяжелую пору фашистской оккупации шумный дом на улице Монтеня затих. Его двери закрылись и теперь уже навсегда. С тех пор Вионе вела тихую уединенную жизнь. Прожив до 99 лет, она сохранила глубокое уважение собратьев по профессии, многие из которых были когда-то ее учениками.

Вионе владела и карандашом и иголкой. Она умела создать любой туалет от начала до конца своими руками. Но в отличие от других мастеров моды, конструктор-изобретатель был в ней сильнее, чем художник-модельер. И хотя ее имя не стало известным широкой публике, и шумная слава обошла ее стороной, в мире специалистов она по праву считается «генеральным конструктором» современной одежды, создавшим нечто гораздо более устойчивое и фундаментальное, чем изменчивая мода.

Мода. Драпировка. Мадлен Вионе крой по косой историяЗаложив основы современного кроя, Вионе тем самым демократизировала моду, приблизила ее к промышленности, к улице. Вместе с тем, Вионе была модельером, работы которого вдохновляли других, она обладала самым оригинальным творческим дарованием, какое когда-либо встречалось в истории моды. Ее скорее можно назвать наставницей модельеров, нежели лидером моды или родоначальницей какого-либо определенного направления.

Для шумной славы ей не хватало веры в рекламу, к которой она всю жизнь относилась с опаской, если не враждебно. Она всегда работала самостоятельно, тогда как другие, более практичные художники, заимствуя ее идеи, развивали их в своих моделях, добавляя то дерзкое и смелое, что необходимо для рождения новой моды. Она была великой портнихой. «А для настоящего портного, — говорила Вионе,— мода — пустое слово». Подводя итог своей работы, незадолго до смерти, Мадлен Вионе сказала: «То, что я творила, нельзя назвать модой. Сделанное мною было создано для того, чтобы остаться навсегда. Я хотела, чтобы мой платья пережили время благодаря не только своему крою, но и своей художественной ценности. Я люблю то, что не теряет достоинств с течением времени».

К сожалению, страх перед нарушителями авторских прав художника-модельера — копировщиками, заставлял Вионе плотно закрывать двери перед фотокорреспондентами модных журналов, и тем самым лишил современников возможности видеть ее работу в полном объеме. Тем не менее историкам костюма удалось собрать многие из ее моделей, которые сегодня стали экспонатами лучших музеев мира. За заслуги перед Францией, перед ее индустрией моды, а она является неотъемлемой частью национального престижа— старейший модельер мира Мадлен Вионе была награждена орденом Почетного легиона.

крой по косой

крой по косой



Потом косой крой был забыт на какое-то время, а тайны мадам Вионе почти утрачены. Однако наш современник, англичанин Джон Гальяно, возродил их со временем, уделив крою по косой большое внимание в своих работах.

Сегодня мы с удовольствием используем этот крой.

Мода. Драпировка. Мадлен Вионе крой по косой история

Источник: И. Андреева. Прил. к №Журналу мод" №1 (123), 1976 г.


©РукоТворчество 04.09.2011 г.





 

Добавить комментарий

Прикрепить фото:


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru